Археологические находки 
на территории Замоскворечья

Среди уникальных находок сюжетные изразцы,
кондитерские керамические формы

ИГРУШКА БЕЛОГЛИНЯНАЯ,
XVI–XVII ВЕК

Глина, роспись, обжиг
Замоскворечье
ООО «Археологические изыскания в строительстве»

Свистулька глиняная с росписью ангобом. Распространенный и недорогой товар на каждой ярмарке.




КРЕСТ НАТЕЛЬНЫЙ ИЗ МЕДНОГО СПЛАВА, XVI – XVII ВЕК

Цветной металл
Замоскворечье
ООО «Археологические изыскания в строительстве»

Кресты являются частой находкой при раскопках. Особенно нательные кресты часто терялись, если перетиралась веревочка, на которой они носились. Большой крест – накладной, один
из нательных крестов с излюбленным москвичами изображением Никиты Бесогона.

ЗАМОК, XVII – XVIII ВЕК

Железо
Замоскворечье
ООО «Археологические изыскания в строительстве»

Висячие замки были чрезвычайно популярны, их использовали купцы
в качестве «дорожных» замков для защиты товара от разбойников
на древних торговых путях, морях
и реках. В России были популярны навесные замки. Их появление на свет тоже было связано с необходимостью защитить имущество. Такие замки вешали как на двери домов, так и брали
с собой в дорогу торговые караваны, чтобы сберечь свои сундуки от злоумышленников.

ГОРШОК БЕЛОГЛИНЯНЫЙ, XVIII ВЕК

Глина, формовка, обжиг
Замоскворечье
ООО «Археологические изыскания в строительстве»



КЛЮЧ, XVIII ВЕК

Железо
Замоскворечье
ООО «Археологические изыскания в строительстве»

Во всем мире так происходило –
не успела появиться частная собственность, как появляются ключи
и замки. Считается, что самый древний ключ археологи обнаружили в гробнице фараона Рамсеса II Великого
(XIII в. до н. э.). Был он деревянный
и очень простой. 

ФЛАКОН, XVIII ВЕК

Стекло, выдувание
Замоскворечье
ООО «Археологические изыскания в строительстве»

Аптечный миниатюрный сосудик
для лекарственных средств.

ИКОНКА,
ВТ. ПОЛОВ. XVIII – XIX ВЕК

Цветной металл, эмаль, литье
Замоскворечье
ООО «Археологические изыскания в строительстве»

Изображение Николая Чудотворца, выполнена с использованием разноцветной поливы, что придает
ей праздничный вид.

НАКЛАДКА,
ВТ. ПОЛОВ. XIX ВЕКА

Цветной металл
Замоскворечье
ООО «Археологические изыскания в строительстве»

Накладка или брошь в виде листа винограда с затейливыми припаянными проволочными украшениями в виде стеблей вьюнка.

ФОРМЫ КЕРАМИЧЕСКИЕ
ПОЛИВНЫЕ, ВТ. ПОЛОВ. XIX ВЕКА

Глина, полива, обжиг
Замоскворечье
ООО «Археологические изыскания в строительстве»

Данные формы скорее всего служили
для изготовления печенья или конфет. Изделия отличаются разнообразием форм – это и бантики, и цветы, и шишки.

В XIX веке формы для изготовления конфет были разнообразными и зависели от типа кондитерских изделий, технологий производства и материалов, использовавшихся в то время. В Москве производство сладостей было хорошо развито благодаря большому количеству мелких и крупных фабрик, мануфактур и мастерских, специализирующихся на изготовлении конфет, шоколада, карамели и прочих лакомств.

МАНИКЮРНЫЙ НАБОР (СКЛАДНОЙ),
ВТ. ПОЛОВ. XIX ВЕКА

Цветной металл
Замоскворечье
ООО «Археологические изыскания в строительстве»

Копоушка, крючок и лопаточка
для чистки ногтей. Все самое необходимое, чтобы содержать руки
в идеальном порядке. В начале XIX века моду не только на чистоту ногтей,
но и очень тщательный уход за руками ввели денди.

Модный аристократический маникюр того времени – это аккуратно подстриженные ногти миндалевидной формы, обязательно тщательно вычищенные и отполированные
 до блеска. Именно такой маникюр практиковался весь XIX век и первой четверти XX века.

ЛОЖКА ЧАЙНАЯ,
ВТ. ПОЛОВ. XIX ВЕКА

Белый металл
Замоскворечье
ООО «Археологические изыскания в строительстве»

Белый металл с пробой на тыльной стороне черенка ручки.


ИЗДЕЛИЕ,
ВТ. ПОЛОВ. XIX ВЕКА

Цветной металл
Замоскворечье
ООО «Археологические изыскания в строительстве»

Медная накладка в виде головы Херувима. Относится к церковной утвари. Могла быть выполнена как деталь иконы или наперстного креста.

ГРЕНАДА ОТ КИВЕРА (ФРАГМЕНТ),
XIX ВЕК

Цветной металл
Замоскворечье
ООО «Археологические изыскания в строительстве»

Пламя гренады от кивера гренадерского полка. 

Гренадеры носили общеармейскую пехотную форму. Знаком отличия
этого элитного рода войск являлась металлическая эмблема гранаты
на головном уборе. В войнах
1805–1807 гг. этот знак представлял собой «гренаду об одном огне», а к войне 1812 года он был сменен «гренадой
о трех огнях», крепившейся на кивере. Кивер представлял собой цилиндрический колпак черного цвета.

ЖЕТОН,
ВТ. ПОЛОВ. XIX ВЕКА

Цветной металл
Замоскворечье
ООО «Археологические изыскания в строительстве»

На аверсе жетона видна надпись: «Мануфактурный магазинъ "Ф.А. Поповъ" Лубянский пассажъ № 19/36 въ Москве». На реверсе: «Шелковые, шерстяные
и бумажные материи, бархат, драп, трико и фланель».

Лубянский пассаж – крупное торговое здание в центре Москвы. В Лубянском пассаже торговали мануфактурой, золотыми и серебряными изделиями, кондитерскими товарами, на втором этаже со стороны Лубянской площади работали трактиры и рестораны.

ПЕРСТЕНЬ СО ВСТАВКОЙ,
ВТ. ПОЛОВ. XIX ВЕКА

Цветной металл, стекло
Замоскворечье
ООО «Археологические изыскания в строительстве»

Медное колечко с красивой яркой вставкой из граненого стекла. Методом пайки нанесены небольшие медные накладки в виде растительного узора. Недорогое украшение москвички конца XIX века.

Витое медное колечко, как некая отсылка к рубчатым, ложновитым кольцам. Подобные перстни были одним из самых распространенных украшений у всех славянских племен. Такие кольца бытовали с конца XI по XIV века.
А в этом случае можно рассматривать кольцо как реплику ранних колец.

МОНИСТО (ФРАГМЕНТ),
ВТ. ПОЛОВ. XIX ВЕКА

Цветной металл
Замоскворечье
ООО «Археологические изыскания в строительстве»

Слово произошло
от праиндоевропейского корня monī-, означающего шея. Монисто – традиционное женское нашейное украшение из жемчуга, монет, бляшек, бисера, бус, обработанных разноцветных камней, кораллов и так далее. Украшение указывало на социальный статус
его носительницы и передавалось
по наследству от матери – старшей дочери. У женщины могло быть два монисто: повседневное (в три или семь монет) и большое, праздничное
(с разными каменьями и жемчугами), которое одевалось в церковь
и на традиционные мероприятия.

КОЛЬЦО ИЗ МЕДНОГО СПЛАВА,
XIX ВЕК

Цветной металл, графировка
Замоскворечье
ООО «Археологические изыскания в строительстве»

Изделие в виде кольца с выпуклым изображением Херувима. Возможно, это обоймица от предмета церковной утвари. Вероятно, от жезла или посоха.
В Православии посох служит символом пастырской, духовной власти архиерея,
а также игумена монастыря. Посох вручают каждому епископу при хиротонии. Самая древняя форма жезла имела форму пастушеского посоха – деревянной палки с изогнутым или загнутым верхом. Ныне навершие богослужебного посоха увенчивается крестом.

ШПОРА ЖЕЛЕЗНАЯ, XIX ВЕК

Железо
Замоскворечье
ООО «Археологические изыскания в строительстве»

С XVIII века начали массово формироваться полки регулярной кавалерии – уланские, драгунские, кирасирские, гусарские.
Примерно с того же времени предписывалось обязательное ношение шпор. 

Шпора состояла из дужки, шенкеля
и репейка: дужка – дугообразная, плоская в сечении, на ее концах – расширения
с двумя параллельными отверстиями для крепления к обуви всадника. Шенкель – круглый в сечении, крепится по середине дужки с внешней стороны с помощью ковки. Репеек – здесь в виде звездочки, находится на конце шенкеля.

КОЛОКОЛЬЧИК,
ВТ. ПОЛОВ. XIX ВЕКА

Цветной металл
Замоскворечье
ООО «Археологические изыскания в строительстве»

Одним из символов России всегда считалась тройка, а ни одна тройка
не обходилась без колокольчиков
и бубенцов. Колокольчики, которые подвешивались под дугой, были обязательной частью запряжки, и через некоторое время уже сам колокольчик стал воплощением русского национального духа.







ИНСТРУМЕНТ КЛЕЩИ, ВТ. ПОЛОВ. XIX ВЕКА

Железо
Замоскворечье
ООО «Археологические изыскания в строительстве»

У кузнечных дел мастеров клещи предназначались для извлечения раскаленных металлических заготовок
и тиглей расплавленного металла из горнов, а также применялись ими для удерживания при ковке разнообразных заготовок. 

Первое изображение ручных клещей относятся к VI – V векам до нашей эры.
В бронзовом веке кузнецы использовали примитивные клещи в качестве зажимов. Они в данное время обнаруживаются
в захоронениях кузнецов в качестве инвентаря погребений, указывая на то, что умерший имел особый и достаточно высокий социальный статус. Вместе
с наковальней и молотом клещи были атрибутом многочисленных древнегреческих и древнеримских богов-кузнецов.

Коллекция изразцов XVIII в.

ИЗРАЗЦЫ ГЛАДКИЕ РАСПИСНЫЕ
(ФРАГМЕНТЫ), XVIII ВЕК

Глина, роспись, обжиг
Замоскворечье
ООО «Археологические изыскания в строительстве»

Сюжеты для этих изразцов взяты
из известного сборника «Символы
и эмблемата». Впервые напечатанный
в Амстердаме в 1705 году по заказу
Петра I, он четырежды переиздавался
в России в XVIII – начале XIX века. Являясь важным источником мотивов
для декоративно-прикладного искусства, сборник в свое время оказал существенное влияние на то, что сегодня называется массовой культурой.




ИЗРАЗЦЫ С ИЗОБАЖЕНИЕМ АЛЛЕГОРИИ ДРУЖБЫXVIII ВЕК

Глина, роспись, обжиг
Замоскворечье
ООО «Археологические изыскания в строительстве»

Рисунки из сборника «Весьма полезные
и искусные символы» И.Х.Вайгеля были хорошо знакомы «живописцам» изразцов. Аллегорические фигуры
и композиции воспроизводились русскими мастерами достаточно часто. Надо отметить, что работавшие над производством изразцов «живописцы» обычно весьма точно следовали оригинальному гравированному образцу и внимательно воспроизводили не только позы персонажей, их жесты, трактовку одежды, но и атрибуты персонификаций, способствовавшие
их узнаванию.