Археологические находки на Яузской улице
2024-2025 годы

На Яузской улице в Москве археологи обнаружили множество артефактов XVII–XX веков, 
включая следы косторезного производства, что свидетельствует о богатой истории района 
от слободы до городской застройки.

ИГРУШКА-ЧЕЛОВЕЧЕК (ФРАГМЕНТ),
XIV XVI ВЕК

Глина, роспись ангобом, обжиг
Яузская улица
ООО АРК «ТСП»

Среди глиняных игрушек были не только изображения животных, но и человечки в образе лотошников, возничих и проч.



ПРАВАЯ СТВОРКА ТРЕХСТВОРЧАТОГО СКЛАДНЯ «ИЗБРАННЫЕ СВЯТЫЕ» (ФРАГМЕНТ), XVIII ВЕК

Цветной металл, литье 
Яузская улица
ООО АРК «ТСП»

Правая створка складня, верхний медальон утрачен.  В среднем м
едальоне изображены Григорий Богослов и Димитрий Солунский,
в нижнем медальоне – святитель Афанасий и священномученик Власий.

ФИГУРКА МУЗЫКАНТА,
XVIII – НАЧ. XIX ВЕКА

Глина, полива, обжиг
Яузская улица
ООО АРК «ТСП»

Фигурка музыканта, играющего
на струнном музыкальном инструменте.






ИКОНА «ТРОИЦА ВЕТХОЗАВЕТНАЯ»
С НАВЕРШИЕМ «СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ»XVIII – XIX ВЕК

Цветной металл, эмаль,  литье 
Яузская улица
ООО АРК «ТСП»

Образ Троицы в христианстве – это изображение Единого Бога в Трех Ипостасях (Лицах): Бога Отца, Бога Сына (Иисуса Христа) и Святого Духа, символизирующий единство, полноту и гармонию, чаще всего представленный в виде трех ангелов на основе сюжета «Гостеприимство Авраама».

БУТЫЛКА ИЗ-ПОД
ЛИМОНАДА,
 XIX ВЕК

Стекло
Яузская улица
ООО АРК «ТСП»

Еще одна находка – стеклянная бутылка из-под лимонада XIX века завода искусственных минеральных вод, который основал купец Николай Ланин
в Москве.


СРЕДНЯЯ ЧАСТЬ 
ТРЕХСТВОРЧАТОГО СКЛАДНЯ «ДЕИСУС», XVIII – XIX ВЕКА

Цветной металл, эмаль, литье 
Яузская улица
ООО АРК «ТСП»

В центре – Христос, сидящий на престоле, по сторонам – Богоматерь и Иоанн Предтеча в трехчетвертном повороте к центру. Изображение на медной иконе повторяет каменные и костяные образцы мелкой пластики XV в.

ПЕЧАТКА, КОН. XVIII – НАЧ. XIX ВЕКА

Цветной металл, литье , стекло
Яузская улица
ООО АРК «ТСП»

Печатка с изображением герба Нижнего Новгорода: идущий олень на геральдическом щите.




СЕРЬГА, XVIII ВЕК

Белый металл, цветное стекло
Яузская улица
ООО АРК «ТСП»

Серьга со вставкой из цветного стекла, модного на тот момент материала.
На тыльной стороне находится гравировка в виде растительного орнамента. Похожие ювелирные изделия создавали в XVI веке, но вставки были
из камней.

МЕДАЛЬ В ПАМЯТЬ КОРОНАЦИИ ИМПЕРАТРИЦЫ АННЫ ИОАННОВНЫ,
28 АПРЕЛЯ 1730 ГОДА

Цветной металл, литье 
Яузская улица
ООО АРК «ТСП»

Медаль сильно коррозирована, однако реставраторам удалось бережно очистить и сохранить предмет.

На лицевой стороне медали помещено изображение императрицы в короне, горностаевой мантии, с орденом Святого Андрея Первозванного с круговой надписью: Б. М. АННА. ИМПЕРАТРИЦА.
И САМОДЕРЖ. ВСЕРОСИСКАЯ.
Под ним подпись медальера: LEEFKEN. F. (Лефкен исполнил).

На оборотной стороне императрица представлена в коронационном платье
и горностаевой мантии, в окружении трех женских фигур, олицетворяющих Веру, Надежду, Любовь. Вера, изображенная с крестом в руке, вручает императрице скипетр; Надежда,
с якорем – державу; Любовь, с младенцем на руках, возлагает на Анну Иоанновну корону.

Сверху надпись: БОГОМ. РОДОМ. СИМИ. В обрезе надпись: КОРОНОВАНА
В МОСКВЕ/ ДНЯ 28 АПРЕЛЯ/ 1730.
Над обрезом слева монограмма медальера И.Т. Лефкена: I.L.F.

ЗАГОТОВКИ 
ДЛЯ ПУГОВИЦ,
XVIII – XIX ВЕКА

Кость, 
Яузская улица
ООО АРК «ТСП»

Кости животных со следами вырезанных заготовок под пуговицы позволили сделать вывод о том, что несколько веков назад здесь располагалась мастерская ремесленника-костореза.
Пуговицы изготавливали методами распиливания, разрезания, объемной резьбы, сверления, а также вытачивания на токарном станке. В качестве материалов использовали кости животных, плотные и полые рога. Считается, что костяные пуговицы использовались значительно чаще металлических, но в силу хрупкости материала они не всегда сохранялись.









ИЗРАЗЕЦ ГЛАДКИЙ РАСПИСНОЙ
(ФРАГМЕНТ), КОН. XVIII – НАЧ. XIX ВЕКА

Глина, полива, роспись, обжиг
Яузская улица
ООО АРК «ТСП»

Подобные изразцы пришли на смену полихромным рельефным изразцам,
не теряя своего функционального значения. Однако рисунок становится
все более простым и лаконичным.
В своих поездках по Голландии Петр I обратил внимание на великолепные кафели, которые украшали печи практически всех горожан. Именно
с его подачи голландские изразцы стали браться за основу при изготовлении плиток
на Руси. По его приказу изразцы стали делать гладкими, белоснежными, украшенными синей глазурью.