Археологическая выставка 2025

ПЛИТА ЛИТОГРАФСКАЯ,
КОН. XIX – НАЧ. ХХ ВЕКА
Литографский камень, шлифовка, обтравка
Старомонетный переулок
ООО АРК «ТСП»
Были обнаружены каменные фрагменты литографских оттисков, оставшихся
от находившейся типографии
и использованных вторично в небольшой хозяйственной постройке
ХХ века. Однако обнаруженные литографические оттиски относятся
к более раннему периоду, к рубежу
XIX – XX вв.

ТАРЕЛКА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ НАПОЛЕОНА,1869–1919 ГОДЫ
Фаянс, деколь
Старомонетный переулок
ООО АРК «ТСП»
Декоративная тарелка с изображением Битвы у пирамид относится
к коллекционной серии фабрики Sarreguemines. Тарелка изготовлена
во Франции на рубеже XIX–XX веков. Клеймо на ней относится к периоду
1868–1919 годов. На тарелке есть синий рисунок по краю и графическое изображение в центре. На дальнем плане изображены силуэты пирамид и пальм,
а на переднем плане видны конные
и пешие воины.

КУВШИН ЧЕРНОЛОЩЕНЫЙ, XVIII ВЕК
Глина, формовка, лощение, обжиг
Китайгородский проезд
ООО АРК «ТСП»
Столовая парадная посуда, выполненная специальным методом обжига
(без доступа кислорода).

КУВШИН ЧЕРНОЛОЩЕНЫЙ, XVIII ВЕК
Глина, формовка, лощение, обжиг
Китайгородский проезд
ООО АРК «ТСП»
Столовая парадная посуда, выполненная специальным методом обжига
(без доступа кислорода).

КУВШИНЧИК ЧЕРНОЛОЩЕНЫЙ, XVIII ВЕК
Глина, лощение, обжиг
Тверская улица
ООО АРК «ТСП»
Столовая парадная посуда, выполненная специальным методом обжига
(без доступа кислорода).

ГОРШОК БЕЛОГЛИНЯНЫЙ, XVIII ВЕК
Глина, формовка, обжиг
Замоскворечье
ООО «Археологические изыскания в строительстве»

БОКАЛ СТЕКЛЯННЫЙ
С МЕДАЛЬОНОМ,
КОН. XIX – НАЧ. XX ВЕКА
Стекло, деколь, золото
Старомонетный переулок
ООО АРК «ТСП»
Стеклянный бокал с удивительным расписным рисунком, на котором изображены дети. Мальчик помладше
и девочка старше одеты в праздничные одежды с большими кружевными воротничками, глядя на которых сразу ощущается дух Рождества. Техника исполнения декалькомания. Рисунок
по исполнению относится
к традиционным рисункам
на рождественских открытках XIX века. Скорее всего, бокал – из праздничного набора фужеров или небольших бокалов.

ЧАЙНАЯ ПАРА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ТРОИЦЕ–СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ,
КОН. XIX – НАЧ. XX ВЕКА
Фарфор, деколь,обжиг
Старомонетный переулок
ООО АРК «ТСП»
Чайные фарфоровые пары изготовлены
на заводе М.С. Кузнецова в Вербилках.
На изображении запечатлен вид
с Блинной горки, открывающийся
на храмы и башни Троице-Сергиевой лавры, на Пятницкую и Введенскую церкви, которые первыми встречали паломников. Чайная пара представляет особый интерес, так как не только отражает промышленное развитие фарфорового и фаянсового производства в Подмосковье, но и историю
ее бытования в Сергиевом Посаде.

ОБУВЬ, XVIII–XIX ВЕК
Кожа, железо, ковка
Чижевское подворье
ООО «Столичное археологическое бюро»
Головка и пяточная часть сапога, традиционной одежды горожанина.

ЧЕРЕПИЦА S-ОБРАЗНАЯ,
КОН. XVIII – XIX ВЕК
Глина, формовка, обжиг
Огородная слобода
Институт Археологии РАН
Подобными черепицами покрывали крыши городских домов.

ИЗРАЗЕЦ–КАРНИЗ МУРАВЛЕНЫЙ,
XVII ВЕК
Глина, полива, обжиг
Тверская улица
ООО АРК «ТСП»
Прозрачную глазурь называли
в XVII – XVIII веках муравою,
а соответствующие изделия – муравлеными; часто эпитет «муравленый» применялся и в более узком значении для определения изделий с прозрачной глазурью зеленого цвета, цвета травы-муравы.

ИЗРАЗЕЦ РЕЛЬЕФНЫЙ ПОЛИХРОМНЫЙ,
КОН. XVII ВЕК – НАЧ. XVIII ВЕКА
Глина, полива, обжиг
Тверская улица
ООО АРК «ТСП»
В середине XVII века разноцветные оловянные эмали позволяли мастерам создавать жизнерадостные полихромные (многоцветные) рельефные изразцы.

КУВШИН КРАСНОЛОЩЕНЫЙ,
XVI ВЕК
Глина, лощение, обжиг
Огородная слобода
Институт Археологии РАН
Выполнен из красной глины, до обжига гладкой палочкой по тулову сосуда был нанесен методом лощения рисунок, который после обжига дал другую тональность декору.

ГОРШОК,
XVIII ВЕК
Глина, формовка, обжиг
Огородная слобода
Институт археологии РАН
Классические горшки использовались
как для приготовления пищи в печи
в небольшом количестве, так и как столовая персональная посуда.

ИГРУШКА-СВИСТУЛЬКА «КИБИТКА»,
XIX – НАЧ. ХХ ВЕКА
Глина, цветные поливы, формовка, обжиг
Огородная слобода
Институт археологии РАН
Интересная игрушка, выполненная
из белой глины и зеленой поливы в виде кибитки, в которой сидят два человечка. По этому предмету можно представить, как выглядели городские экипажи.

ГОРШОК, XVII–XVIII ВЕК
Глина, формовка, роспись ангобом, обжиг
Огородная слобода
Институт археологии РАН
Классические горшки использовались
как для приготовления пищи в печи
в небольшом количестве, так и как столовая персональная посуда.

ПОГРЕМУШКА,
XVII–XVIII ВЕК
Глина, формовка, роспись, обжиг
Огородная слобода
Институт археологии РАН
Белоглиняная игрушка-погремушка, полая внутри и с маленьким шариком, который издает звуки. Подвешивалась
на веревочке через сквозное отверстие над кроваткой ребенка.

ИГРУШКА БЕЛОГЛИНЯНАЯ,
XVI–XVII ВЕК
Глина, роспись, обжиг
Замоскворечье
ООО «Археологические изыскания в строительстве»
Свистулька глиняная с росписью ангобом. Распространенный и недорогой товар на каждой ярмарке.

ЧАШКА КОФЕЙНАЯ (ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА),
XVIII ВЕК
Фарфор, формовка, роспись, обжиг
Огородная слобода
Институт археологии РАН
История кофейных чашек прослеживается на протяжении веков, начиная с момента появления кофе. Эволюция дизайна чашек коррелирует
с развитием традиций кофепития
и изменениями в предпочтениях общества.

БАНКА АПТЕЧНАЯ (ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА),
XVIII ВЕК
Стекло, выдувание, роспись
Огородная слобода
Институт археологии РАН
Аптечная банка – это древний сосуд
из керамики или майолики, в котором фармацевты и аптекари хранили соединения эфирных масел для изготовления мазей и духов для лица,
а также ароматов для кухни.

ТРУБКА КУРИТЕЛЬНАЯ АНТРОПОМОРФНАЯ
(ФРАГМЕНТ), ВТ. ПОЛОВ. XVIII – XIX ВЕК
Глина, обжиг
Тверская улица
ООО АРК «ТСП»
Табакокурение в России появилось
в эпоху Петра I. Изначально собственного производства трубок в России не имелось. Пользовались исключительно импортными изделиями.




ТРУБКИ КУРИТЕЛЬНЫЕ
ТУРЕЦКОГО ТИПА,
ВТ. ПОЛОВ. XVIII – XIX ВЕК
Глина, обжиг
Тверская улица
ООО АРК «ТСП»
По своей форме восточные курительные аксессуары напоминают кофейную чашечку, на дне ответвляется в сторону пустой цилиндрик длиной не более пары сантиметров.
В этот цилиндрик вставлялся свободный конец чубука. Чашки трубок украшались своеобразным орнаментом, зачастую растительным. В качестве украшения можно увидеть также клеймо мастера-изготовителя, содержащее имя умельца
и какое-нибудь забавное изречение – прообраз будущей печатной рекламы.

ИГРУШКА-ЧЕЛОВЕЧЕК (ФРАГМЕНТ),
XIV – XVI ВЕК
Глина, роспись ангобом, обжиг
Яузская улица
ООО АРК «ТСП»
Среди глиняных игрушек были не только изображения животных, но и человечки в образе лотошников, возничих и проч.

ФИГУРКА МУЗЫКАНТА,
XVIII – НАЧ. XIX ВЕКА
Глина, полива, обжиг
Яузская улица
ООО АРК «ТСП»
Фигурка музыканта, играющего
на струнном музыкальном инструменте.


ИГРУШКИ: СОБАКА, ЯГНЕНОК, ЗАЯЦ,
XIX – НАЧ. XX ВЕКА
Бисквитный фарфор, обжиг
Старомонетный переулок
ООО АРК «ТСП»
Декоративные фигурки могли использоваться и как игрушки,
и как украшение интерьера.

ФИГУРКА ШАХМАТНАЯ,
XVIII – XIX ВЕК
Кость, выточка
Тверская улица
ООО АРК «ТСП»
Шахматы были очень популярны
в Москве, играли в них все от Великого князя до простого посадского человека, но тайно, так как они приравнивалась
к азартным играм, когда игроки могли проиграть все состояние.

ИЗРАЗЕЦ КРАСНЫЙ,
КОН. XVI – НАЧ. XVII ВЕКА
Глина, обжиг
Тверская улица
ООО АРК «ТСП»
Коробчатый изразец представляет рельефную пластину, отформованную
в глиняной, позднее в деревянной,
а со временем – гипсовой форме,
с тыльной стороны которой прикрепляется сделанная на гончарном круге румпа..

ИЗРАЗЕЦ ГЛАДКИЙ РАСПИСНОЙ
(ФРАГМЕНТ), КОН. XVIII – НАЧ. XIX ВЕКА
Глина, полива, роспись, обжиг
Яузская улица
ООО АРК «ТСП»
Подобные изразцы пришли на смену полихромным рельефным изразцам,
не теряя своего функционального значения. Однако рисунок становится
все более простым и лаконичным.
В своих поездках по Голландии Петр I обратил внимание на великолепные кафели, которые украшали печи практически всех горожан. Именно
с его подачи голландские изразцы стали браться за основу при изготовлении плиток на Руси. По его приказу изразцы стали делать гладкими, белоснежными, украшенными синей глазурью.

ЧЕРНИЛЬНИЦА ПОЛИВНАЯ БЕЛОГЛИНЯНАЯ,
КОН. XVII – ПЕРВ. ПОЛОВ. XVIII ВЕКА
Глина, полива, обжиг
Тверская улица
ООО АРК «ТСП»
Непременный атрибут письменных приборов образованного человека.

ЧАША КАМЕННАЯ,
XVIII ВЕК
Камень, точение, шлифовка
Огородная слобода
Институт Археологии РАН

КОЛОКОЛЬЧИК ЧЕРНОЛОЩЕНЫЙ (ФРАГМЕНТ), XVII ВЕК
Глина, формовка, лощение, обжиг
Огородная слобода
Институт археологии РАН
Перед вами верхняя часть колокольчика, где сохранилось только керамическое ушко, за которое подвешивался колокольчик.

КАЦЕЯ ПОЛИВНА,
XVIII ВЕК
Глина, полива, формовка, обжиг
Огородная слобода
Институт археологии РАН
Кация (кацея, кацья) – ручная кадильница в виде неглубокой плошки
с горизонтальной ручкой. Материалом для изготовления служили медь, серебро, золото, бронза, обожженная глина
и камень. О «кации – вещи церковной» упоминается в русских летописях уже
с 1146 года. В настоящее время в храмах Церкви в России за богослужением обычно не используется.

ПОДСВЕЧНИК (СВЕТЕЦ), XVII ВЕК
Железо, ковка
Огородная слобода
Институт археологии РАН
Светец и лучина – непременные атрибуты вечернего времяпрепровождения, позволяли работать долгими вечерами.

ИЗРАЗЕЦ РЕЛЬЕФНЫЙ ПОЛИХРОМНЫЙ (ФРАГМЕНТ), XVII ВЕК
Глина, цветные эмали, формовка, обжиг
Огородная слобода
Институт археологии РАН
В середине XVII века разноцветные оловянные эмали позволяли мастерам создавать жизнерадостные полихромные (многоцветные) рельефные изразцы.

ИЗРАЗЕЦ МУРАВЛЕНЫЙ (ФРАГМЕНТ), XVII ВЕК
Глина, зеленая полива, формовка, обжиг
Огородная слобода
Институт археологии РАН
Прозрачную глазурь называли
в XVII – XVIII веках муравою,
а соответствующие изделия – муравлеными; часто эпитет «муравленый» применялся и в более узком значении для определения изделий с прозрачной глазурью зеленого цвета, цвет травы-муравы.

ИЗРАЗЕЦ МУРАВЛЕНЫЙ (ФРАГМЕНТ), XVII ВЕК
Глина, зеленая полива, формовка, обжиг
Огородная слобода
Институт археологии РАН
Прозрачную глазурь называли
в XVII – XVIII веках муравою,
а соответствующие изделия – муравлеными; часто эпитет «муравленый» применялся и в более узком значении для определения изделий с прозрачной глазурью зеленого цвета, цвет травы-муравы.


ИЗРАЗЦЫ ГЛАДКИЕ РАСПИСНЫЕ
(ФРАГМЕНТЫ), XVIII ВЕК
Глина, роспись, обжиг
Замоскворечье
ООО «Археологические изыскания в строительстве»
Сюжеты для этих изразцов взяты
из известного сборника «Символы
и эмблемата». Впервые напечатанный
в Амстердаме в 1705 году по заказу
Петра I, он четырежды переиздавался
в России в XVIII – начале XIX века. Являясь важным источником мотивов
для декоративно-прикладного искусства, сборник в свое время оказал существенное влияние на то, что сегодня называется массовой культурой.


ИЗРАЗЦЫ С ИЗОБАЖЕНИЕМ АЛЛЕГОРИИ ДРУЖБЫ, XVIII ВЕК
Глина, роспись, обжиг
Замоскворечье
ООО «Археологические изыскания в строительстве»
Рисунки из сборника «Весьма полезные
и искусные символы» И.Х.Вайгеля были хорошо знакомы «живописцам» изразцов. Аллегорические фигуры
и композиции воспроизводились русскими мастерами достаточно часто. Надо отметить, что работавшие над производством изразцов «живописцы» обычно весьма точно следовали оригинальному гравированному образцу и внимательно воспроизводили не только позы персонажей, их жесты, трактовку одежды, но и атрибуты персонификаций, способствовавшие
их узнаванию.

ФОРМЫ КЕРАМИЧЕСКИЕ
ПОЛИВНЫЕ, ВТ. ПОЛОВ. XIX ВЕКА
Глина, полива, обжиг
Замоскворечье
ООО «Археологические изыскания в строительстве»
Данные формы скорее всего служили
для изготовления печенья или конфет. Изделия отличаются разнообразием форм – это и бантики, и цветы, и шишки.
В XIX веке формы для изготовления конфет были разнообразными и зависели от типа кондитерских изделий, технологий производства и материалов, использовавшихся в то время. В Москве производство сладостей было хорошо развито благодаря большому количеству мелких и крупных фабрик, мануфактур и мастерских, специализирующихся на изготовлении конфет, шоколада, карамели и прочих лакомств.

МАНИКЮРНЫЙ НАБОР (СКЛАДНОЙ),
ВТ. ПОЛОВ. XIX ВЕКА
Цветной металл
Замоскворечье
ООО «Археологические изыскания в строительстве»
Копоушка, крючок и лопаточка
для чистки ногтей. Все самое необходимое, чтобы содержать руки
в идеальном порядке. В начале XIX века моду не только на чистоту ногтей,
но и очень тщательный уход за руками ввели денди.
Модный аристократический маникюр того времени – это аккуратно подстриженные ногти миндалевидной формы, обязательно тщательно вычищенные и отполированные до блеска. Именно такой маникюр практиковался весь XIX век и первой четверти XX века.

НАКЛАДКА,
ВТ. ПОЛОВ. XIX ВЕКА
Цветной металл
Замоскворечье
ООО «Археологические изыскания в строительстве»
Накладка или брошь в виде листа винограда с затейливыми припаянными проволочными украшениями в виде стеблей вьюнка.

ЛОЖКА ЧАЙНАЯ,
ВТ. ПОЛОВ. XIX ВЕКА
Белый металл
Замоскворечье
ООО «Археологические изыскания в строительстве»
Белый металл с пробой на тыльной стороне черенка ручки.

ГРЕНАДА ОТ КИВЕРА (ФРАГМЕНТ),
XIX ВЕК
Цветной металл
Замоскворечье
ООО «Археологические изыскания в строительстве»
Пламя гренады от кивера гренадерского полка.
Гренадеры носили общеармейскую пехотную форму. Знаком отличия
этого элитного рода войск являлась металлическая эмблема гранаты
на головном уборе. В войнах
1805–1807 гг. этот знак представлял собой «гренаду об одном огне», а к войне 1812 года он был сменен «гренадой
о трех огнях», крепившейся на кивере. Кивер представлял собой цилиндрический колпак черного цвета.

ЖЕТОН,
ВТ. ПОЛОВ. XIX ВЕКА
Цветной металл
Замоскворечье
ООО «Археологические изыскания в строительстве»
На аверсе жетона видна надпись: «Мануфактурный магазинъ "Ф.А. Поповъ" Лубянский пассажъ № 19/36 въ Москве». На реверсе: «Шелковые, шерстяные
и бумажные материи, бархат, драп, трико и фланель».
Лубянский пассаж – крупное торговое здание в центре Москвы. В Лубянском пассаже торговали мануфактурой, золотыми и серебряными изделиями, кондитерскими товарами, на втором этаже со стороны Лубянской площади работали трактиры и рестораны.

ПЕРСТЕНЬ СО ВСТАВКОЙ,
ВТ. ПОЛОВ. XIX ВЕКА
Цветной металл, стекло
Замоскворечье
ООО «Археологические изыскания в строительстве»
Медное колечко с красивой яркой вставкой из граненого стекла. Методом пайки нанесены небольшие медные накладки в виде растительного узора. Недорогое украшение москвички конца XIX века.
Витое медное колечко, как некая отсылка к рубчатым, ложновитым кольцам. Подобные перстни были одним из самых распространенных украшений у всех славянских племен. Такие кольца бытовали с конца XI по XIV века.
А в этом случае можно рассматривать кольцо как реплику ранних колец.

МОНИСТО (ФРАГМЕНТ),
ВТ. ПОЛОВ. XIX ВЕКА
Цветной металл
Замоскворечье
ООО «Археологические изыскания в строительстве»
Слово произошло
от праиндоевропейского корня monī-, означающего шея. Монисто – традиционное женское нашейное украшение из жемчуга, монет, бляшек, бисера, бус, обработанных разноцветных камней, кораллов и так далее. Украшение указывало на социальный статус
его носительницы и передавалось
по наследству от матери – старшей дочери. У женщины могло быть два монисто: повседневное (в три или семь монет) и большое, праздничное
(с разными каменьями и жемчугами), которое одевалось в церковь
и на традиционные мероприятия.

КОЛЬЦО ИЗ МЕДНОГО СПЛАВА,
XIX ВЕК
Цветной металл, графировка
Замоскворечье
ООО «Археологические изыскания в строительстве»
Изделие в виде кольца с выпуклым изображением Херувима. Возможно, это обоймица от предмета церковной утвари. Вероятно, от жезла или посоха.
В Православии посох служит символом пастырской, духовной власти архиерея,
а также игумена монастыря. Посох вручают каждому епископу при хиротонии. Самая древняя форма жезла имела форму пастушеского посоха – деревянной палки с изогнутым или загнутым верхом. Ныне навершие богослужебного посоха увенчивается крестом.

ИЗДЕЛИЕ,
ВТ. ПОЛОВ. XIX ВЕКА
Цветной металл
Замоскворечье
ООО «Археологические изыскания в строительстве»
Медная накладка в виде головы Херувима. Относится к церковной утвари. Могла быть выполнена как деталь иконы или наперстного креста.

ИКОНКА,
ВТ. ПОЛОВ. XVIII – XIX ВЕК
Цветной металл, эмаль, литье
Замоскворечье
ООО «Археологические изыскания в строительстве»
Изображение Николая Чудотворца, выполнена с использованием разноцветной поливы, что придает
ей праздничный вид.

КРЕСТ НАТЕЛЬНЫЙ ИЗ МЕДНОГО СПЛАВА, XVI – XVII ВЕК
Цветной металл
Замоскворечье
ООО «Археологические изыскания в строительстве»
Форма крестов достаточно большого временного диапазона, так как формы для их изготовления передавались мастерами из поколения в поколение. Кресты являются частой находкой при раскопках. Особенно нательные кресты часто терялись, если перетиралась веревочка, на которой они носились. Большой крест – накладной, один
из нательных крестов с излюбленным москвичами изображением Никиты Бесогона.

ФЛАКОН, XVIII ВЕК
Стекло, выдувание
Замоскворечье
ООО «Археологические изыскания в строительстве»
Аптечный миниатюрный сосудик
для лекарственных средств.

КОЛОКОЛЬЧИК,
ВТ. ПОЛОВ. XIX ВЕКА
Цветной металл
Замоскворечье
ООО «Археологические изыскания в строительстве»
Одним из символов России всегда считалась тройка, а ни одна тройка
не обходилась без колокольчиков
и бубенцов. Колокольчики, которые подвешивались под дугой, были обязательной частью запряжки, и через некоторое время уже сам колокольчик стал воплощением русского национального духа.


ЗАМОК, XVII – XVIII ВЕК
Железо
Замоскворечье
ООО «Археологические изыскания в строительстве»
Висячие замки были чрезвычайно популярны, их использовали купцы
в качестве «дорожных» замков для защиты товара от разбойников
на древних торговых путях, морях
и реках. В России были популярны навесные замки. Их появление на свет тоже было связано с необходимостью защитить имущество. Такие замки вешали как на двери домов, так и брали
с собой в дорогу торговые караваны, чтобы сберечь свои сундуки от злоумышленников.

КЛЮЧ, XVIII ВЕК
Железо
Замоскворечье
ООО «Археологические изыскания в строительстве»
Во всем мире так происходило –
не успела появиться частная собственность, как появляются ключи
и замки. Считается, что самый древний ключ археологи обнаружили в гробнице фараона Рамсеса II Великого
(XIII в. до н. э.). Был он деревянный
и очень простой.

ШПОРА ЖЕЛЕЗНАЯ, XIX ВЕК
Железо
Замоскворечье
ООО «Археологические изыскания в строительстве»
С XVIII века начали массово формироваться полки регулярной кавалерии – уланские, драгунские, кирасирские, гусарские.
Примерно с того же времени предписывалось обязательное ношение шпор.
Шпора состояла из дужки, шенкеля
и репейка: дужка – дугообразная, плоская в сечении, на ее концах – расширения
с двумя параллельными отверстиями для крепления к обуви всадника. Шенкель – круглый в сечении, крепится по середине дужки с внешней стороны с помощью ковки. Репеек – здесь в виде звездочки, находится на конце шенкеля.

ИНСТРУМЕНТ КЛЕЩИ, ВТ. ПОЛОВ. XIX ВЕКА
Железо
Замоскворечье
ООО «Археологические изыскания в строительстве»
У кузнечных дел мастеров клещи предназначались для извлечения раскаленных металлических заготовок
и тиглей расплавленного металла из горнов, а также применялись ими для удерживания при ковке разнообразных заготовок.
Первое изображение ручных клещей относятся к VI – V векам до нашей эры.
В бронзовом веке кузнецы использовали примитивные клещи в качестве зажимов. Они в данное время обнаруживаются
в захоронениях кузнецов в качестве инвентаря погребений, указывая на то, что умерший имел особый и достаточно высокий социальный статус. Вместе
с наковальней и молотом клещи были атрибутом многочисленных древнегреческих и древнеримских богов-кузнецов.

ИЗРАЗЕЦ ЛИЦЕВОЙ, XVIII ВЕК
Глина, полива, обжиг
Чижевское подворье
ООО «Столичное археологическое бюро»
С середины XVII века разноцветные оловянные эмали позволяли мастерам создавать жизнерадостные полихромные (многоцветные) рельефные изразцы.

ПРАВАЯ СТВОРКА ТРЕХСТВОРЧАТОГО СКЛАДНЯ «ИЗБРАННЫЕ СВЯТЫЕ» (ФРАГМЕНТ), XVIII ВЕК
Цветной металл, литье
Яузская улица
ООО АРК «ТСП»
Правая створка складня, верхний медальон утрачен. В среднем м
едальоне изображены Григорий Богослов и Димитрий Солунский,
в нижнем медальоне – святитель Афанасий и священномученик Власий.

ИКОНА «ТРОИЦА ВЕТХОЗАВЕТНАЯ»
С НАВЕРШИЕМ «СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ», XVIII – XIX ВЕК
Цветной металл, эмаль, литье
Яузская улица
ООО АРК «ТСП»

СРЕДНЯЯ ЧАСТЬ
ТРЕХСТВОРЧАТОГО СКЛАДНЯ «ДЕИСУС», XVIII – XIX ВЕК
Цветной металл, эмаль, литье
Яузская улица
ООО АРК «ТСП»
В центре – Христос, сидящий на престоле, по сторонам – Богоматерь и Иоанн Предтеча в трехчетвертном повороте к центру. Изображение на медной иконе повторяет каменные и костяные образцы мелкой пластики XV в.

МЕДАЛЬ ВСЕМИРНОЙ ВЫСТАВКИ
В ПАРИЖЕ, 1878 ГОД
Бронза, литье
Старомонетный переулок
ООО АРК «ТСП»
Она была привезена в Москву,
скорее всего, в качестве сувенира. Медаль из цветного металла.
На ней изображен дворец Трокадеро (специально возведенный
для проведения выставки) и женский профиль, символизирующий Францию.

МЕДАЛЬ В ПАМЯТЬ КОРОНАЦИИ ИМПЕРАТРИЦЫ АННЫ ИОАННОВНЫ,
28 АПРЕЛЯ 1730 ГОДА
Цветной металл, литье
Яузская улица
ООО АРК «ТСП»
Медаль сильно коррозирована, однако реставраторам удалось бережно очистить и сохранить предмет.
На лицевой стороне медали помещено изображение императрицы в короне, горностаевой мантии, с орденом Святого Андрея Первозванного с круговой надписью: Б. М. АННА. ИМПЕРАТРИЦА.
И САМОДЕРЖ. ВСЕРОСИСКАЯ.
Под ним подпись медальера: LEEFKEN. F. (Лефкен исполнил).
На оборотной стороне императрица представлена в коронационном платье
и горностаевой мантии, в окружении трех женских фигур, олицетворяющих Веру, Надежду, Любовь. Вера, изображенная с крестом в руке, вручает императрице скипетр; Надежда,
с якорем – державу; Любовь, с младенцем на руках, возлагает на Анну Иоанновну корону.
Сверху надпись: БОГОМ. РОДОМ. СИМИ. В обрезе надпись: КОРОНОВАНА
В МОСКВЕ/ ДНЯ 28 АПРЕЛЯ/ 1730.
Над обрезом слева монограмма медальера И.Т. Лефкена: I.L.F.

ПЕЧАТКА, КОН. XVIII – НАЧ. XIX ВЕКА
Цветной металл, литье , стекло
Яузская улица
ООО АРК «ТСП»
Печатка с изображением герба Нижнего Новгорода: идущий олень на геральдическом щите.

ПЕРСТНИ, XVI – XIX ВЕКА
Цветной металл, литье
Яузская улица, Китайгородской проезд
ООО АРК «ТСП»
Перстень с округлым щитком с изображением короны (?) и растительным орнаментом.
Перстень с восьмиугольным щитком с птицей. Перстень с изображением птицы.
Политика конфиденциальности
Редактируемый текст
Данный сайт использует Cookie
Редактируемый текст