Археологические находки на территории
Чижевского подворья
(2023 – 2024 гг.)


ПРЯСЛИЦЕ, XII–XIII ВЕКА
Шифер
Чижевское подворье
ООО «Столичное археологическое бюро»
Овручские шиферные пряслица – пряслица, выточенные из розового
и красного камня – шифера, который добывали на территории у города Овруч
в X – XIII веках. Пряслице одевалось
на веретено и служило для того, чтобы усилить и сохранить вращение. Также
в XII – XIV веках для Древней Руси было характерно практически полное отсутствие в обращении монет,
и шиферное пряслице вполне могло исполнять роль монеты. Подделать
его было невозможно, так как месторождение розового шифера
в Овруче – единственное в Восточной Европе.


БРАСЛЕТ, XIII ВЕК
Стекло
Чижевское подворье
ООО «Столичное археологическое бюро»
Подобные изделия в Москве обычно датируются 60-ми гг. XII в. – первой половиной XIV в. Браслет такого типа является атрибутом зажиточной горожанки того времени.

КАМЕННЫЙ КРЕСТ, XIII ВЕК
Камень
Чижевское подворье
ООО «Столичное археологическое бюро»

ГОРШОК, XIII ВЕК
Глина
Чижевское подворье
ООО «Столичное археологическое бюро»

НАКЛАДКА, XV ВЕК
Кость, резьба
Чижевское подворье
ООО «Столичное археологическое бюро»
Уникальная накладка, выполненная
из кости или рога (предстоит выяснить).
На накладке изображен дракон, пожирающий барса. Вероятно, она была парная, могла быть сделана для украшения ларца (как предположение). Ученым еще только предстоит изучить
ее и искать аналогии.

КОЛЬЦО, XVI ВЕК
Медный сплав
Чижевское подворье
ООО «Столичное археологическое бюро»

БЛЮДО, XVI–XVII ВЕКА
Фаянс, роспись, обжиг
Чижевское подворье
ООО «Столичное археологическое бюро»
Блюдо керамическое поливное
с орнаментально-растительным рисунком по бортикам и букетом синих цветов, напоминающих гвоздики
и возможно веточками лаванды в центре композиции. Подобное блюдо яркий пример торговых отношений Москвы
и Востока. Такую дорогую посуду мог позволить себе достаточно богатый
и знатный человек.


ПОДСВЕЧНИК, XVII ВЕК
Цветной металл, литье
Чижевское подворье
ООО «Столичное археологическое бюро»
Декоративный литой подсвечник возможно относился к интерьеру храма.

ЗАМОК И КЛЮЧИ, XVII ВЕК
Железо, ковка
Чижевское подворье
ООО «Столичное археологическое бюро»
С развитием торговли купцам приходилось использовать замки
для защиты ценного груза во время поездок. Обычно археологи находят
по отдельности замки и ключи.
В данном случае находка уникальна тем, что нам представилась возможность увидеть не только сам замок,
но и ключ от него.

НАКОНЕЧНИКИ СТРЕЛ, XVII ВЕК
Железо
Чижевское подворье
ООО «Столичное археологическое бюро»
Плоскими наконечниками можно было поражать как легковооруженных,
так и панцирных воинов противника, одетых в доспехи из мягких органических материалов. Это качество вкупе
с простотой изготовления плоских стрел безусловно повлияло на рост
их популярности. Не удивительно,
что именно эта разновидность стрел получила широкое распространение
в XVII – XVIII века.

КУВШИН , XV ВЕК
Глина, ангоб, обжиг
Чижевское подворье
ООО «Столичное археологическое бюро»
Всего на территории Чижевского подворья было обнаружено более
300 керамических фрагментов сосудов. Находки позволяют проследить культуру и традиции гончарного производства.

ФЛЕЙТА, XVII ВЕК
Глина, лощение, обжиг
Чижевское подворье
ООО «Столичное археологическое бюро»
Чернолощеные флейты – достаточно редкий музыкальный инструмент, относящийся именно к городской культуре. Окарина или глиняная флейта – это древний этнический духовой музыкальный инструмент,
род свистковой флейты. Общепринятые названия в России – свисток, свистулька, окарина, глиняная флейта. Похожа
на дудочку с 6 или 7 отверстиями.

ИГРУШКИ,
XVI–XVII ВЕКА
Глина, ангоб, обжиг
Чижевское подворье
ООО «Столичное археологическое бюро»
Комплекс глиняных игрушек
XVI – XVII веков состоит из разнообразных по примерам изготовления свистулек, фигурок животных и людей.

ИГРУШКА "МЕДВЕДЬ",
XVI–XVII ВЕКА
Глина, ангоб, обжиг
Чижевское подворье
ООО «Столичное археологическое бюро»
Входит в комплекс глиняных игрушек. Игрушка изображает медведя
в наморднике. Дрессированных медведей водили по ярмаркам
и гуляньям на цепи.

ИГРУШКА,
XVI–XVII ВЕКА
Глина, ангоб, обжиг
Чижевское подворье
ООО «Столичное археологическое бюро»
Жизнь человека на протяжении тысяч лет не мыслилась без коня. С детства люди видели перед собой это животное. Не удивительно, что образом
для создания игрушек служила именно лошадь. Для мальчиков хороший конь ассоциировался с успехом и силой. Каждый день средневековые жители городов и деревень тратили немало времени для ухода за этим животным.

КУВШИН, XVII ВЕК
Глина, гончарный круг, обжиг
Чижевское подворье
ООО «Столичное археологическое бюро»
Большой кувшин для хранения жидкостей. По итогам археологических исследований среди массового керамического материала реставраторы собрали несколько керамических сосудов средневековой Москвы. Не все фрагменты сохранились, но полная форма собралась.

КУВШИН, XVII ВЕК
Глина, гончарный круг, обжиг, лощение
Чижевское подворье
ООО «Столичное археологическое бюро»
Глубокий черный цвет сосуды получали после томления. В самом конце обжига
в гончарный горн клали смолистые сосновые дрова, ненужное тряпье, сырой навоз и траву – словом все, от чего возникал густой черный дым.
Кувшин собран из 39 фрагментов.

ТИГЕЛЬ, XVIII ВЕК
Глина, полива, обжиг
Чижевское подворье
ООО «Столичное археологическое бюро»
Тигель – небольшой сосуд для плавки цветного металла.
АМФОРЫ, XVII–XVIII ВЕКА
Глина, полива, гончарный круг, обжиг
Чижевское подворье
ООО «Столичное археологическое бюро»
Уникальные испанские амфоры для вина или масла в англоязычной литературе называют " olive jars", откуда ясно, что возили
в них преимущественно оливковое масло. Это действительно уникальная находка, поскольку такие поздние безручные амфоры
до сих пор не были известны не только в Москве, но и в Восточной Европе. Испанские археологи подобные сосуды называют Botija perulera или Botijas. Производство их было сосредоточено в Андалусии, а Севилья была важнейшим центром керамического производства на Пиренейском полуострове в период раннего Нового времени. В большинстве стран Европы для хранения и транспортировки товаров использовались деревянные бочки, в то время как в Испании продолжали использовать керамические сосуды, вероятно, из-за нехватки пригодной древесины. Московские реставраторы восстановили более 10 целых сосудов.

ИЗРАЗЕЦ КРАСНЫЙ,
XVI–XVII ВЕКА
Глина, обжиг
Чижевское подворье
ООО «Столичное археологическое бюро»
Коробчатый изразец представляет собой рельефную пластину, отформованную
в глиняной, позднее в деревянной,
а со временем – гипсовой форме,
с тыльной стороны которой прикрепляется сделанная
на гончарном круге румпа.

ИЗРАЗЕЦ КРАСНЫЙ,
XVI–XVII ВЕКА
Глина, ангоб, обжиг
Чижевское подворье
ООО «Столичное археологическое бюро»
Изразцовые печи зачастую были похожи на книгу сказок. Рассматривая каждый отдельный изразец, можно было представить целую историю или сказание. В данном случае изображены воины с пиками, вероятно отправляющиеся в поход или на штурм крепости.

ИЗРАЗЕЦ КРАСНЫЙ,
XVI–XVII ВЕКА
Глина, ангоб, обжиг
Чижевское подворье
ООО «Столичное археологическое бюро»
Реставраторы провели огромную работу по подбору элементов
и составлению цельной формы.

ИЗРАЗЕЦ КРАСНЫЙ,
XVII ВЕК
Глина, ангоб, обжиг
Чижевское подворье
ООО «Столичное археологическое бюро»
Находки позволяют проследить культуру и традиции гончарного производства.

ИЗРАЗЕЦ,
XVII ВЕК
Глина, ангоб, обжиг
Чижевское подворье
ООО «Столичное археологическое бюро»

ИЗРАЗЕЦ,
XVII ВЕК
Глина, обжиг
Чижевское подворье
ООО «Столичное археологическое бюро»

ИЗРАЗЕЦ ЛИЦЕВОЙ, XVIII ВЕК
Глина, полива, обжиг
Чижевское подворье
ООО «Столичное археологическое бюро»
В середине XVII – XVIII веках разноцветные оловянные эмали позволяли мастерам создавать полихромные (многоцветные) рельефные изразцы.

ИЗРАЗЕЦ ПОЯСНОЙ, XVIII ВЕК
Глина, полива, обжиг
Чижевское подворье
ООО «Столичное археологическое бюро»
С середины XVII века начинается, говоря словами одного из первых авторитетных исследователей архитектурной керамики С.А. Маслиха, «золотой век
в производстве ценинных изделий», когда интерьеры храмов, трапезных, дворцовых и домовых палат и внешние фасады зданий покрывает изысканный ковер русской барочной керамики.

ИЗРАЗЕЦ ЛИЦЕВОЙ, XVIII ВЕК
Глина, обжиг
Чижевское подворье
ООО «Столичное археологическое бюро»
Муравленый изразец, получивший свое название от цвета глазури, похожего на цвет муравы (травы). Зеленый цвет достигался благодаря добавлению
в глазурь меди и свинца.

НОЖИ, XVII–XVIII ВЕКА
Железо
Чижевское подворье
ООО «Столичное археологическое бюро»
Во время ковки кузнецы тянули заготовку ножа молотом до самого кончика, придавая ей нужную форму и сечение,
а затем правили на мокром точиле. Клинообразная форма клинка позволяла компенсировать мягкость материала,
так как изготавливали ножи в основном из обычного железа. Многие ножи перековывали из сломавшихся кос, поскольку железо на Руси было дорого. Такой массивный и широкий клинок назывался «косарь» и использовался
для хозяйственных работ и охоты.

КИСТЕНЬ, XVIII–XIX ВЕКА
Железо, ковка
Чижевское подворье
ООО «Столичное археологическое бюро»
Старинное ударное холодное оружие. Состоял из короткой деревянной рукоятки и груза различной формы (камень, гиря и др.), который крепился
на одном конце рукоятки ремнем, цепью или крепкой веревкой. На другом конце была петля, надевавшаяся на кисть руки (отсюда название). Кистень носили за поясом. Применялся на Руси
и, в несколько меньшей степени,
в средневековой Европе, а также во многих странах Востока. Кистень являлся очень эффективным оружием – длинным в боевом положении и компактным
при переноске.


УДИЛА, XVII ВЕК.
ШПОРА, XVIII–XIX ВЕКА
Железо, ковка
Чижевское подворье
ООО «Столичное археологическое бюро»
Удила такого типа отличаются
от стандартных удил тем, что по бокам имеют ограничители, которые служат
для лучшего управления конем. Особенностью данного экземпляра является то, что фактически ограничители не имеют жесткой фиксации, то есть мастером проведена некоторая творческая интерпретация стандартного типа удил.
Тип удил с ограничителями использовался и используется
для молодых лошадей,
для сложноуправляемых лошадей. Кроме того, часто такие удила необходимы
в ситуациях, когда нужно очень точное управление конем (например, боевые действия, охота).
Сохранились также металлические крепления нащечного ремня уздечки
и повода, приделанные
к трензельным кольцам,
что также встречается нечасто.

СВЕТЦЫ,
XVIII–XIX ВЕКА
Железо, ковка
Чижевское подворье
ООО «Столичное археологическое бюро»
Светец железный представлял собой вначале небольшую кованую вилку,
в расщепе которой укреплялась горящая лучина, что позволяло без помех переносить ее с места на место.
Позже количество «вилок» стало увеличиваться, что позволяло освещать обширные по величине горницы, например, во время прядения.
Кончик светца имеет или острый конец, чтобы легко было вставить между бревен, или винтовое окончание
для вкручивания непосредственно
в бревно. Также есть светец с чашей
для свечи.

ГРЕБЕНЬ, XVIII ВЕК
Кость
Чижевское подворье
ООО «Столичное археологическое бюро»
Трудоемкое изделие, требующее большого мастерства в изготовлении, когда необходимо прорезать каждый зубчик, учитывая плотность материала.

КРЕСТЫ НАТЕЛЬНЫЕ, XVIII ВЕК
Цветной металл, литье
Чижевское подворье
ООО «Столичное археологическое бюро»
Такая форма крестов представляет достаточно большой временной диапазон, поскольку формы
для их изготовления передавались мастерами из поколения в поколение. Кресты являются частой находкой при раскопках.

НОЖНИЦЫ, XVIII ВЕК
Черный металл
Чижевское подворье
ООО «Столичное археологическое бюро»
На Руси ножницы впервые зафиксированы в Гнездовских курганах
Х века.

ТРУБКА КУРИТЕЛЬНАЯ,
XVIII ВЕК
Глина, лощение, обжиг
Чижевское подворье
ООО «Столичное археологическое бюро»
Моду на табак, табакерки
и курительные трубки ввел император Петр I. Изначально собственного производства трубок в России
не имелось. Пользовались исключительно импортными изделиями.

ЧЕРНИЛЬНИЦА, XVIII ВЕК
Глина, полива, обжиг
Чижевское подворье
ООО «Столичное археологическое бюро»
Необходимый настольный предмет в послепетровское время.

ОБУВЬ, XVIII–XIX ВЕК
ГКожа, железо, ковка
Чижевское подворье
ООО «Столичное археологическое бюро»
Головка и пяточная часть сапога, традиционной одежды горожанина.
Политика конфиденциальности
Редактируемый текст
Данный сайт использует Cookie
Редактируемый текст